Прибор для прослушивания шумов механизмов автомобиля

Автолюбители знают, как бывает непросто найти источник постороннего шума в автомобиле. Таких источников немало: двигатель, трансмиссия, система выпуска отработавших газов, колеса, элементы кузова, потоки воздуха, обтекающие автомобиль при движении, и т. д.

Прибор для прослушивания шумов механизмов автомобиляНиже описано простое устройство, которое способно помочь в выявлении и анализе источников шумов, скрипов и стуков различного характера, возникающих иногда только при определенной скорости движения и разнообразных нагрузках. Прибор позволяет диагностировать состояние подшипников, клапанов, форсунок, тормозных колодок и многих других механизмов и узлов

Схема устройства представлена на рис. 1. Сигнал с датчика шума BQ1 поступает на вход усилителя НЧ DA1. Переменный резистор R1 позволяет регулировать чувствительность прибора при прослушивании шумов различной интенсивности. Выходной сигнал поступает на головные телефоны. Коэффициент усиления — до 26 дБ. Потребляемый ток покоя — не более 9 мА.

Конструкция и размеры датчика во многом произвольны (рис. 2). the-device-for-listening-to-the-noise-mechanisms-of-the-car-2Он состоит из трех деталей — основания, чувствительного пьезоэлемента и плоского магнита, позволяющего легко устанавливать датчик на исследуемый узел машины и также легко снимать.

Основание изготовлено из металла — стали, меди, латуни или алюминиевого сплава. В качестве чувствительного элемента датчика вибрации я использовал пьезоэлектрический звуко-излучатель от музыкальной открытки. Чувствительный элемент можно припаять к основанию или приклеить эпоксидной смолой. После припайки гибкого экранированного кабеля (его длина некритична) элемент следует защитить от влаги герметиком. Форма основания должна обеспечивать защиту чувствительного элемента от случайных ударов.

Со стороны основания, обратной элементу, приклеивают (или любым способом жестко прикрепляют) небольшой плоский магнит. Он должен быть довольно сильным, чтобы надежно удерживать датчик даже на деталях подвески автомобиля при движении по неровной дороге. Я применил магнит от неисправного винчестера компьютера.

Питается прибор от гальванической батареи "Крона" или ей подобной импортной. Подойдет также батарея аккумуляторов 7Д-0.1. Чувствительным элементом в датчике может служить любой пьезоэлектрический звуко излучатель, например, ЗП-19, ЗП-3.

the-device-for-listening-to-the-noise-mechanisms-of-the-car-3Для работы с прибором пригодны любые телефоны сопротивлением около 8 Ом Можно использовать широко распространенные стереотелефоны сопротивлением 2×18 Ом для плейеров, соединив их параллельно на разъеме Х2. Если громкости звука в телефонах недостаточно, ее можно повысить, подключив к выводам 1 и 8 оксидный конденсатор (плюсом к выводу 1) емкостью 10 мкФ на напряжение 10 В.

Все детали прибора, кроме датчика, батареи питания, переменного резистора и разъемов, монтируют на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Чертеж платы изображен на рис. 3. Проверенную в работе плату следует покрыть влагозащитным лаком.

Готовую плату помещают в подходящую прочную коробку с отсеком для батареи и пространством для установки регулятора чувствительности, выключателя питания и разъемов. Выключатель питания SA1 может быть объединен с переменным резистором R1

Собранное устройство налаживания не требует.

Пользоваться прибором очень интересно. Он позволяет услышать звуки, обычно не воспринимаемые на слух, — шорох подшипников, стрекотание форсунок и даже капанье масла со стенок двигателя.


Еще интересно почитать:




Добавить комментарий