АВТОМАТ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ БЕНЗИНОВОГО ГЕНЕРАТОРА

На некоторых объектах отключение электроэнергии может привести к весьма печальным последствиям. На страницах журнала «Радиоконструктор» встречаются описания различных индикаторов отключения электросети, которые призваны сообщить персоналу об аварийной ситуации. Затем уже человек должен включить аварийный дизельный или бензиновый электрогенератор. Но все же будет лучше, если генератор будет включаться автоматически при пропадании напряжения в сети.

АВТОМАТ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ БЕНЗИНОВОГО ГЕНЕРАТОРАНа рисунке в тексте приведена схема простого автоматического устройства, включающего бензиновый электрогенератор. Главное требование к генератору, — он должен заводится с помощью электрического стартера, питающегося от стартерного аккумулятора (как двигатель автомобиля). В противном случае данная схема не имеет смысла.

Датчиком наличия напряжения в сети является схема на трансформаторе, выпрямителе VD3-C4 и двух реле автомобильного типа. Когда напряжение в сети есть на обмотках этих реле есть постоянное напряжение и их контакты находятся в противоположном показанному на схеме положении. То есть, зажигание бензинового двигателя генератора и питание схемы управления выключено контактами К1.1. А через контакты К2.1 на потребитель подается напряжение от электросети.

При пропадании напряжения в сети постоянное напряжение на обмотках реле К1 и К2 падает и контакты этих реле переходят в нормальное состояние, показанное на рисунке. При этом, потребитель контактами К2.1 переключается на питание от генератора. Но генератор еще не работает. Контакты К1.1 подают питание от аккумулятора бензинового двигателя генератора на цепь его зажигания секунд. Причем во время отрицательного перепада импульсов происходит включение стартера посредством реле КЗ. Подстроечным резистором R1 можно установить продолжительность однократного включения стартера, согласно свойствам конкретного бензинового двигателя.

И так, после включения зажигания происходит кратковременное включение стартера. Включение стартера может повторяться несколько раз, пока двигатель не заработает. После того как двигатель заработал на выходе генератора появляется переменное напряжение около 220V. Это напряжение поступает на потребитель через контакты реле К2.1. В то же время переменное напряжение с выхода генератора поступает на выпрямитель на диоде VD4 и ограничительном резисторе R5. На СЗ появляется напряжение уровня логической единицы, которое поступает на вывод 9 D1.3 и выключает схему включения стартера.

Как только напряжение в сети появится двигатель будет заглушён разомкнувшимися контактами К1.1, а питание на потребитель поступит через К2.1 от сети.

Цепь на диоде VD6 и резисторе R7 нужна для того, чтобы при выключении схемы (при возобновлении подачи электроснабжения) стартер не включился от переходных процессов в цепях схемы управления.

В схеме использованы стандартные автомобильные пятиконтактные реле. Такие реле допускают ток до 40А при напряжении 12V и до 5А при напряжении 220V. Их можно приобрести в любом магазине автозапчастей.

Все использованные в схеме конденсаторы должны допускать напряжение не ниже 16V.

Транзистор КТ972А можно заменить составным транзистором на двух транзисторах -КТ315 и КТ815, включив их по схеме Дарлигтона (эмиттер КТ315 к базе КТ815, а коллектора вместе).

Трансформатор Т1 — любой маломощный силовой трансформатор с напряжением на вторичной обмотке 10-15V. Это может быть трансформатор типа ТВК от старого телевизора или трансформатор от сетевого источника питания для портативной аппаратуры. Если напряжение на вторичной обмотке Т1 ниже 10V нужно выпрямитель на диоде VD3 заменить мостовой схемой.

Микросхему К561ЛЕ5 возможно заменить любым отечественным или зарубежным аналогом.

Конденсатор С1 — неэлектролитический.

Налаживание заключается в установке оптимальной продолжительности однократного включения стартера, с помощью резистора R1.


Еще интересно почитать:




Добавить комментарий